Т.Е.Коробкина
21-22 июня 2023 г. в Орле прошла ежегодная научная конференция, организованная Орловским объединенным государственным литературным музеем И.С.Тургенева и Тургеневским обществом в Орле.
Ее темой стала «Благотворительная деятельность И. С. Тургенева и благотворители вокруг него». Конференция проходила в двух форматах: оффлайн и онлайн. Я хотела бы поделиться своими впечатлениями об этом событии.
Несколько слов о городе Орле
Я езжу в этот город достаточно регулярно со второй половины 1990-х годов и вижу, как он постоянно меняется к лучшему. Летний Орел всегда праздничный, особенно его центр: парк со знаменитым памятником Тургеневу работы скульптора Бессарабского (считаю его лучшим среди прочих), пешеходная улица Ленина, центральная площадь, на которой расположены органы власти, академический театр им. Тургенева, две гостиницы – «Русь» и «Салют». Теперь вот появилась волейбольная площадка и трибуны для зрителей. Ощущение праздника возникло у меня и на этот раз, как только я вышла из такси возле гостиницы.
Менее радужное впечатление оставила у меня прогулка по берегу реки Орлик от моста, в который переходит улица Ленина, до так называемого «Дворянского гнезда», где много лет планируется восстановить дом Калитиных, а он всё больше превращается в руины. До собственно Дворянского гнезда я не дошла. Берега Орлика плохо ухожены, завалены упавшими деревьями, заросли кустарником. Дорожка вдоль реки, застланная плиткой, оборвалась, не дойдя до цели моей прогулки, пришлось подниматься на высокий берег, который, по моим наблюдениям, все больше застраивается многоэтажными домами. Места для заповедной зоны, похоже, скоро совсем не остается. Но, всё равно, Орел необычайно хорош, здесь много литературных достопримечательностей, и я могу рекомендовать приехать в него тем, кто интересуется русской литературой.
О чем говорили на конференции
Хотя эпиграфом конференции послужили слова П.В.Анненкова: «…кошелек Тургенева был открыт для всех, кто прибегал к нему. Перечесть людей, материально ему обязанных, почти и невозможно за их многочисленностью», в докладах даже больше говорилось о разнообразных формах моральной поддержки, в которой писатель, как правило, никому не отказывал.
Случаи из его обширной благотворительной деятельности нашли отражение уже в говорящих названиях докладов: К истории одного письма к Тургеневу: обращение к писателю слушательниц врачебных женских курсов (1882) (Е.Г.Мельник), «Для нашей молодежи <…> истинный благодетель»: Тургенев и российские эмигранты в Париже (Г.М.Ребель), Иван Сергеевич Тургенев и русские библиотеки-читальни за рубежом. Основание Тургеневской библиотеки в Париже (Полина Мони), Тургенев – организатор благотворительных литературно-музыкальных концертов в Париже (В.А.Лукина), «Вышеозначенное положение одобряю…» (Тургенев и его пенсионеры в Спасском) (Р.В.Ермаков), Тургенев – наставник молодых поэтов (С.Л.Жидкова). Сюда же хочу отнести доклад Т.Г.Дубининой Послесловие к «Дневнику девочки» А. Буткевич и сказки И. С. Тургенева.
В роли благотворителей предстали на конференции не только сам Тургенев, но и его современники: В. А. Морозова – основательница библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева в Москве (Е.В.Николаева), Н. В. Киреевский как орловский благотворитель (Е.Н.Ашихмина), Боткины. От духовных завещаний к культурному наследию (И.Н.Тишина), Снова Якушкина (штрихи к портрету «настоящей русской женщины») (Л.А.Балыкова).
Становление идеологии благотворительности в России представила М.В.Дубинская в своем докладе Правило для всего человечества. Мировоззрение Т. Н. Грановского как основателя философии благотворительности; из-за проблем со звуком ее доклад зачитал А.Я.Звигильский. Его собственный доклад, вопреки обозначенной в программе теме Благотворительность в творчестве Тургенева и его современников, был посвящен анализу восьми написанным писателем некрологов. Результаты тщательного научного поиска в архиве Пушкинского Дома были продемонстрированы в докладе С.А.Ипатовой Тургенев и Литфонд: закулисье петербургских чтений в комментариях очевидцев (март 1879 г.) и в уже названном выше докладе В.А.Лукиной. Как всегда, образец научного мышления был представлен в докладе Н.П.Генераловой с лаконичным названием Тургенев и семья Павловских.
В первый день, с моей точки зрения, лучшими стали доклады Е.Г.Мельник и Н.А.Генераловой. Что если время от времени устраивать на конференциях рейтинговое тайное голосование на лучший доклад? Это побуждало бы докладчиков совершенствовать свой стиль, стремиться к его отточенности и максимальной сжатости. Сегодня же порой по обилию подробностей, трудно воспринимаемых на слух, доклад превращается в развернутую научную статью со сносками.
Особо хотела бы отметить блестящие выступления на темы краеведения Е.Н.Ашихминой и А.М. Полынкина. Кажется, нет ничего такого, чего бы они не знали о своих родных краях. На экскурсии Александра Михайловича по тургеневским «деревенькам» мне довелось быть в 2019 году – этот был «другой Тургенев», не тот, что предстает перед нами в прославленном Спасском. На этот раз его доклад Тургенев и помещики Лавровы из сельца Кривцово Болховского уезда был удачно дополнен выступлением участников Орловской походной группировки А.А.Трусова и С.В.Никитина Итоги экспедиции в бывшее имение Лавровых в с. Кривцово Болховского уезда. Участники «походной группировки» восстанавливают память о владельцах разоренных помещичьих усадеб, приводя в порядок их могилы.
Мы помним, что движения поисковых отрядов и «Бессмертного полка» начинались инициативой снизу и быстро охватили всю страну и «русское зарубежье». Почему бы при условии удачной информационной поддержки инициативе «Орловской походной группировки не вылиться в создание общероссийского общественного историко-патриотического движения?
Очень важно, что на конференции не были забыты Благотворители наших дней. Об их делах рассказали Е.Г.Мельник, зав. Музеем И.С.Тургенева (ОГЛМТ), зам. Председателя Тургеневского общества в Орле и и Л.Н.Нелюдимова, директор Дома культуры села Ильинского Хотынецкого района. Сознательно называю места работы этих двух докладчиков, поскольку они рассказали о благотворителях именно своих учреждений.
Мысли по ходу конференции
Что можно было бы сказать в качестве общей оценки результатов конференции в Орле 2023 года? Тема, которую избрали коллеги для обсуждения на ХХХ Тургеневских чтениях, большая и важная для понимания наследия И.С.Тургенева. Наверное, не предполагалось, что она будет исчерпана на данной конференции, однако определенный шаг на пути ее продвижения вперед, безусловно, был сделан .
С другой стороны, конференция дала новый опыт в деле организации тургеневских научных конференций. Российское тургеневское сообщество регулярно проводит встречи в Орле, Спасском-Лутовинове, Москве, Санкт-Петербурге, когда-то они также проводились в Париже и Баден – Бадене. Однако ясности в представлениях о том, на каких принципах должна быть основана организация таких встреч, как показала орловская конференция, у сообщества нет. Что я имею ввиду?
Например, если придерживаться демократических норм проведения собраний, регламент выступлений должен быть одинаковым для всех докладчиков. Другое дело, что участники собрания могут сообща принять решение о продлении времени на чтение доклада или из уважения к авторитетному докладчику. На деле этого равноправия часто нет. Не было его и в Орле в первый день конференции, что внесло некоторый беспорядок в проведение заседания.
Организаторы научных мероприятий перестали закладывать в программу время на вопросы к докладчику и обсуждение доклада. Считается, что вопросы можно задать и суждение высказать при подведении итогов конференции. Однако опыт показывает, что этот принцип не работает: то, что волнует в момент доклада, затем теряется среди обилия впечатлений и уже не будет озвучено никогда.
Жанр научного доклада не всегда выдерживается: из-за обилия подробностей и ссылок доклад превращается в статью, чтение которой быстро утомляет всех кроме самого докладчика. Но и желание «оживить» доклад, превратив его в своего рода литературное эссе (как тут не вспомнить структуралистов), не идет на пользу делу, поскольку не позволяет сформулировать и закрепить научные выводы из представленного материала. Эссе воспринимается как кокетство с публикой, не слишком уместное на научном мероприятии.
И еще один вопрос, который возник у меня при знакомстве с программами тургеневских конференций в юбилейный 2018 год. Я обратила внимание на то, что названия некоторых докладов фигури- ровали безо всяких изменений в программах нескольких конференций. Позволяет ли это научная этика литературоведов и существует ли такая этика в природе? У библиотечных специалистов есть, например, Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря, разработанный и принятый самим сообществом в лице Российской библиотечной ассоциации. Научный доклад – это не школьное сочинение на заданную тему. С моей точки зрения, он обязательно должен содержать, пусть небольшое, научное открытие. Можно ли делать одно и то же открытие по нескольку раз?
Профессиональная добросовестность и человеческая честность требуют, чтобы при использовании идей предшественников докладчик указывал на заимствование, не приписывал чужие идеи себе. Наверное, найдутся и другие этические нормы, которые было бы неплохо сформулировать и закрепить на бумаге.
Что «в сухом остатке» моих рассуждений? Я бы предложила Тургеневским обществам Москвы и Орла разработать что-то вроде Кодекса этики организаторов тургеневской конференции (возможно и другое название) и разослать его членам тургеневского сообщества России. В Кодекс можно было включить положение о том, что приглашение на тургеневскую научную конференцию должно носить открытый характер, широко публиковаться и рассылаться, – это наилучшим образом способствовало бы дальнейшему изучению и популяризации жизни и творчества И.С.Тургенева.
Спектакль «Призраки – Нереальная любовь» по повести И.С.Тургенева
Организаторы ХХХ Тургеневских чтений включили в программу конференции просмотр спектакля «Призраки – Нереальная любовь» в Орловском государственном академическом театре имени И.С.Тургенева. Постановщик спектакля Антон Карташев в 2019 году как режиссер-постановщик стал победителем фестиваля-конкурса «Тургеневская театральная Москва» в номинации «За лучшее современное прочтение произведения И.С.Тургенева». Тогда он поставил спектакль «Безмолвие. Сон о крохотном счастье» по рассказу «Муму».
Нужно отдать должное смелости Антона Карташева: он взялся за постановку сложного мистического произведения Тургенева, вызывающего разнообразные интерпретации у литературоведов. Как и в случае «Муму», судя по названию нового спектакля, постановщик посчитал основной тему любви, хотя главного героя он трактует как писателя, испытывающего муки творчества. Так о любви или о муках творчества этот спектакль? Эллис – музу и одновременно возлюбленную писателя великолепно играет актриса Ольга Форопонова. Антон Карташев как исполнитель роли писателя темпераментен и ярок. Театральный критик нашел бы еще и другие слова для описания игры этих актеров. Сценография спектакля сверхлаконичная, но ее минимализм компенсируется проникновенным музыкальным сопровождением и огромными белоснежными крыльями Эллис как главной детали реквизита.
Зал на спектакле 21 июня был полон. Несмотря на сложный, суперсовременный, условный театральный язык, публика, в большинстве своем молодая, прекрасно принимала «Призраков». Оставляю читателю этих заметок составить собственное мнение о спектакле, если москвичам удастся привезти его в Москву и показать в октябре, в рамках Международной научной конференции «Иван Тургенев – русский писатель в Европе».
Афиша спектакля «Призраки – нереальная любовь»
Лица коллег в фотографиях Е.Н.Ашихминой
Ведущая заседания Л.В.Дмитрюхина, зам.директора ОГЛМТ по научной работе
А.Я.Звигильский, Париж, Франция
Н.П.Генералова, Санкт-Петербург
В.А.Лукина, Санкт-Петербург
А.М.Полынкин, ведущий заседания, краевед, писатель, Орловская область
Лица коллег в фотографиях музея
Л.А.Балыкова
Т.Е.Коробкина (стоит)
Е.Г.Мельник
В зале
Онлайн-участники
Музыканты на мосту
Пешеходная улица Ленина
Памятник Тургеневу Бессарабского (1968)
Слева – театр имени И.С. Тургенева, справа – гостиница «Салют»
Музей И.С. Тургенева
Музей писателей-орловцев, где проходила Конференция
Памятник А.А. Фету и Дом писателей-орловцев