Павел Михайлович Третьяков задумал создать в своей коллекции галерею портретов выдающихся деятелей русской культуры – писателей, музыкантов, актеров.
Он обратился к И.Е. Репину с предложением написать потрет И.С. Тургенева.
После таких слов Репин не смог отказаться, тем более художник уже был знаком с писателем.
С конца 1873 по июль 1876 года Репин работал как пенсионер Академии художеств в Париже. Он поселился недалеко от Тургенева, познакомился с семейством Виардо и стал частым гостем вечеров салона Полины Виардо.
3 апреля 1874 года Репин в письме Третьякову сообщил, что приступил к работе над портретом. Тургенев позировал Репину в доме Полины Виардо.
Но на следующий день перед началом сеанса художник получил записку от Тургенева – портрет необходимо начать снова, так как Полине Виардо не понравилось выражение лица Ивана Сергеевича. Репин начал всё с начала, но работа уже не вдохновляла ни автора, ни модель: “Началось долгое, старательное писание – моё; и долгое, терпеливое позирование Ив. Серг. – уже не увенчавшееся желанным успехом”.
Портрет был закончен в мае – июне 1874 года. Вот только не понравился он ни Тургеневу, ни Репину. Присланный в Москву не удовлетворил он и Третьякова.
На одной из выставок И.Е. Репина портрет был приобретен Саввой Ивановичем Мамонтовым.
После смерти Тургенева в 1883 году С.И. Мамонтов подарил портрет Московскому Румянцевскому музею, откуда через пятьдесят лет он был передан в Третьяковскую галерею, где выставляется и по сей день.
По прошествии многих лет этот портрет стал самым популярным изображением писателя и одной из знаковых работ художника.
Однако Третьяков не отказался от первоначальной идеи и сумел уговорить Тургенева вновь позировать, а Репина – еще раз взяться за работу.
В феврале 1879 года во время кратковременного приезда Тургенева в Москву Репин в течение нескольких сеансов писал портрет сперва в своей мастерской. Но из-за болезни писателя, которого мучали тяжелые приступы подагры, работа над портретом была перенесена в квартиру Ивана Ильича Маслова на Пречистенском бульваре, где останавливался Тургенев во время приезда в Москву.
Судя по письмам Третьякова, этот портрет значительно больше нравился коллекционеру, но по каким-то причинам он его не приобрел. Репин показал портрет Тургенева на VII передвижной выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Москве. Отзывы прессы были весьма резки, если не сказать больше. Газета “Русские ведомости” писала, что у Репина Тургенев “явился с таким цветом лица, какой бывает у человека после долгого перепоя; вместо же роскошных седых волос и бороды Репин украсил г. Тургенева белыми мазками, напоминающими скорее взбитое мыло, чем человеческие волосы”.
В 1908 году портрет экспонировался на XXXVI выставке Товарищества в Петербурге. Он был воспроизведен в каталоге и тогда же с него печатались открытки.
Долгие годы эта работа находилась в мастерской художника и только в начале XX века была продана варшавскому коллекционеру Николаю Николаевичу Максимовскому. Ныне находится в Севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого.
Однако история тургеневских портретов на этом не закончилась.
В 1883 году после смерти писателя Репин по старым наброскам написал еще один, близкий предыдущему портрету писателя. И снова его постигла неудача. Портрет был показан на XII Передвижной выставке, и критика единодушно отметила слабость портрета. Место нахождения портрета на сегодняшний день неизвестно.
В Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева представлен рисунок 1884 года авторства И.Е. Репина с портрета И.С. Тургенева 1883 года.
Что почитать на тему?
Зильберштейн Илья Самойлович. Репин и Тургенев. – Москва : Издательство Академии наук СССР, 1945 – 165 с., 5 л. портр. – (Научно-популярная серия Академия наук СССР).