20 сентября в 19:00 в Большом читальном зале Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева состоялся паблик-ток «Современный Тургенев. «Отцы и дети»: Новое прочтение».
Паблик-ток – это жанр «живого обсуждения, где каждый сможет задать вопрос или поделиться своим мнением», говорилось в приглашении. И дальше: «На встрече мы обсудим один из самых известных романов И.С. Тургенева – «Отцы и дети» – с необычного ракурса. Вместе с Дмитрием Баком, филологом и литературным критиком, мы посмотрим на текст свежим взглядом, откроем скрытые смыслы и по-новому оценим актуальность произведения».
Оправдался ли этот прогноз? Думаю, что нет. « Живого обсуждения» не получилось, возможно, потому, что «новое прочтение» очень отличалось от тех стереотипов литературоведческого анализа, который обычно сопровождает изучение романа в школе и в университете. «Свежий взгляд», безусловно, был, но никакие «скрытые смыслы» он не открыл и «по-новому оценить актуальность произведения» не позволил. Потому что лектор и не ставил перед собой такую задачу.
«Новый подход» заключался в том, что Дмитрий Петрович Бак взглянул на
роман глазами современников Тургенева, не принимая во внимание оценки и суждения исследователей позднейшего времени. Упор был сделан на то обстоятельство, что Тургенев считал себя только художником, “артистом”, а не участником общественно-политической борьбы. Однако парадокс заключался в том, что писатель становился ее участником, даже когда собственно о ней не писал. И наоборот: не слишком попадал в цель, когда писал про “общественное”. Затрагивались и другие моменты биографии классика, известные современникам, читавшим роман сразу после его публикации.
Однако помогает ли это по-новому понять «Отцов и детей» сегодня, это вопрос, на который, как мне показалось, лектор не ответил.
Тут хотелось бы спросить организаторов цикла встреч «Современный Тургенев , преследует ли «паблик-ток» популяризаторскую цель или лекция может носить характер «научного выступления»? Мне показалась, что речь Д.П. Бака была бы весьма интересна коллегам – специалистам по литературе 19 века и вызвала бы среди них живое обсуждение, но не у той публики, которая собралась в тот вечер в Большом читальном зале. Чтобы в полной мере понять и оценить содержание прочитанной лекции, надо было довольно хорошо знать биографию писателя и обстоятельства идейной борьбы его времени,.
Хотя среди публики преобладала студенческая, по-видимому, гуманитарная молодежь, мне показалось, что аллюзии на обстоятельства исторического прошлого давались ей нелегко, не говоря уж о людях старшего возраста, давно закончивших школу. Жаль, что лектор не напомнил публике стереотипы восприятия романа в советской школе. Однако тут возникает вопрос: если отказаться от этих стереотипов, есть ли уверенность в том, что роман «Отцы и дети» останется в школьной программе, и какие аргументы в пользу его включения в программу можно предъявить? Это и должно родить, с нашей точки зрения, «новое прочтение» знаменитого романа.
В заключение я спросила Дмитрия Петровича, когда в серии ЖЗЛ выйдет его книга о Тургеневе. Отвечая, Бак сослался на занятость в Музее и семейные проблемы (у него трое детей). Он также посетовал на отсутствие у литературоведческого сообщества современного научного прочтения биографии и творчества И.С. Тургенева. Лично мне хотелось бы, чтобы такое прочтение, когда оно появится, ответило бы на вопрос, как после такого архаичного, традиционного романа как “Дворянское гнездо” (1859) мог появиться на свет такой новаторский роман, как «Отцы и дети” (1862)?
Т.Е.Коробкина
Фотографии: Архив Библиотеки Тургенева